Роль психолингвистических методов в диагностике нарушений речевого и умственного развития у детей

Полный текст:
Читать

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Антонова А.А., Деева М.А., Гусева М.А. Роль психолингвистических методов в диагностике нарушений речевого и умственного развития у детей // Российский психиатрический журнал. 2016. №6. С. 55-61.

Аннотация

Изучением речевого развития ребенка и особенностей речевых расстройств при задержках психического развития, аутистических расстройствах, умственной отсталости и специфических расстройствах речи в течение многих десятилетий занимаются специалисты в области психиатрии, педагогики и дефектологии как в России, так и за рубежом. Психолингвистические подходы к изучению нарушений речи у детей с различной патологией связаны с анализом семантической и прагматической сторон речи, а также перцептивной, интерактивной и коммуникативной функций общения. Существующие на данный момент и приведенные в данной обзоре зарубежные и отечественные методики применимы главным образом к детям младшего школьного возраста и не позволяют проводить дифференциальную диагностику речевых нарушений в более ранние возрастные периоды; кроме того, многие методики не адаптированы для России. В этой связи создание психолингвистических методик, направленных и на родителей, и на самого ребенка для более детального выявления как собственно психоречевых расстройств, так и их динамики с возрастом становится еще более актуальным.

Ключевые слова Психиатрия; Медицина; Психология

Литература

1. Vorsanova S.G., Yurov I.Yu., Kurinnaya O.S. et al. Genomic abnormalities in children with mental retardation and autism: using comparative genomic hybridization technology to chromosomes in situ (HRCGH) and molecular karyotyping on DNA microarrays (array CGH). Zhurnal nevrolologii i psikhiatrii im. S.S.Korsakova. [Journal of Neurology and Psychiatry n.a. S.S. Korsakoff] 2013; Vol. 8: 46-9. (in Russian) 2. Filippova N.V., Baryl'nik Yu.B., Bachilo E.V., Ismaylova A.S. Epidemiology of mental development in childhood // Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal. [Russian Journal of Psychiatry] 2015; (6):45-51. (in Russian) 3. Filippova N.V., Barylnik Y.B., Ismayilova A.S. The modern view of mental retardation. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International Journal of Applied and Basic Research] 2015; Vol. 10 (2): 256-62. (in Russian) 4. Gorlova O.A. Prevention of communicatively-speech abnormalities in infants. Spetsial'noe obrazovanie [Special education]. 2012; Vol. 1: 27-34. (in Russian) 5. Piazhe Zh. Speech and thinking of the child. Per. s frants. i angl.: sost. i komm. red. perevoda A. Lukova, Vl. A. Lukova. Moscow, PedagogyPress, 1994: 528 p. (in Russian) 6. Lalaeva R.I. Features displays the relationship of intelligence and language ability in the language development of children with normal and impaired ontogenesis. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. [Bulletin of Leningrad State University n.a. A.S. Pushkin] 2008; Vol. 3: 145-57. (in Russian) 7. Dolenko O.V. On the question of violation of nosology speech understanding in children. NeyroNews: psikhonevrologiya i psikhiatriya. [NeyroNews: psychiatry and neuropsychiatry] 2011; Vol.2 (21): 60-3. (in Russian) 8. Tsygankova A.V. Psycholinguistic foundations of language development techniques. Special'noe obrazovanie [Special education]. 2010; Vol. 2:60-7. (in Russian) 9. Bryuhovskih L.A. Features speech understanding in children with mental retardation. Vestnik Krasnojarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University n.a. V.P. Astaf’eva]. 2009;Vol. 1: 82-7. (in Russian) 10. Vatoropina S.V., Aleksandrova L.Y. Differential diagnosis of delayed speech development, and individual differences in the speech of children from foster families. Koncept [Concept]. 2009; Vol. 3: 26-30. (in Russian) 11. Filippova N.V., Baryl'nik Yu.B., Sizov S.V. Gender differences in social and communication skills and emotional reactions in autism spectrum disorders. Rossiyskiy psikhiatricheskiy zhurnal. [Russian Journal of Psychiatry]. 2014; Vol. 4: 38-43. (in Russian) 12. Khaustov A.V. Development of verbal communication in children with autism spectrum disorders. Detskij autizm: issledovanija i praktika [Children with autism: research and practice]. 2005: 208-235. 13. Filippova N.V., Barylnik Y.B., Bachilo E.V. et al. Clinical and diagnostic aspects of early childhood autism. Psihicheskoe zdorov'e [Mental Health]. 2016; Vol. 6: 60-71. (in Russian) 14. Larionova A.F. Features of development of communication skills in children with autism spectrum disorders. Aktual'nye problemy special'noj psihologii i korrekcionnoj [Actual problems of special psychology and correctional]. 2013: 47-8. (in Russian) 15. Artemova E.E., Adilzhanova M.A. Speech therapy work with children with early infantile autism. Logopedija segodnja [Speech today] 2009; Vol. 4: 48-52. (in Russian) 16. Semenovich M.L., Manelis N.G., Khaustov A.V. Description of methodology for assessing the basic speech and learning skills. Autizm i narushenija razvitija [Autism and Developmental Disorders] 2015; Vol. 13 (3): 3-10. (in Russian) 17. Zaytseva E.C., Sheptynova B.K. Test methodology Survey speech of children aged 4-7 years. SPb.: KARO, 2012: 72 p. (in Russian) 18. Yassman L.B. Features psycholinguistic research method of speech of children with developmental disabilities. In: Sb. nauchnykh rabot «Voprosy ranney diagnostiki psikhicheskikh zabolevaniy» [Questions of early diagnosis of mental illness]. 1978: 6-10. (in Russian) 19. Lalaeva R.I. Methods psycholinguistic studies speech disorders in children. Moscow, 2004: 72 p. (in Russian) 20. Botting N., Conti-Ramsden G. Autism, primary pragmatic difficulties, and specific language impairment: can we distinguish them using psycholinguistic markers? Developmental Medicine & Child Neurology. 2003; Vol. 45 (8): 515-24. 21. Conti-Ramsden G., Botting N., Faragher B. Psycholinguistic markers for specific language impairment (SLI). Journal of Child Psychology and Psychiatry 2001; Vol. 42 (6): 741-8. 22. Michelotti J., Charman T., Slonims T., Baird G. Follow-up of children with language delay and features of autism from preschool years to middle childhood. Developmental Medicine & Child Neurology 2002; Vol. 44 (12): 812-9. 23. Cherepkova N.V., Ivanov D.A. Features speech and mental development of children with early childhood autism. Science Time 2014; Vol. 12: 606-13. (in Russian) 24. Zaytseva E.C., Sheptynova B.K. Test methodology Survey speech of children aged 4–7 years. SPb.: KARO, 2012: 72 p. (in Russian)

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM