Воспитанники учреждений социальной защиты: дифференцированная оценка психических расстройств и психотравмирующих факторов
Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:
Бобров А.Е., Уласень Т.В. Воспитанники учреждений социальной защиты: дифференцированная оценка психических расстройств и психотравмирующих факторов // Российский психиатрический журнал. 2020. №2. С. 69-79.
В проспективном когортном контролируемом исследовании с целью определения частоты и структуры психических расстройств у воспитанников учреждений социальной защиты в зависимости от наличия/отсутствия семейного воспитания; установления возможных связей между выявленными психическими расстройствами, возрастом и характером перенесённых ими травматических событий, а также для разработки практических рекомендаций и дифференцированной программы медико-психологического сопровождения были обследованы две группы детей и подростков. В основную группу воспитанников учреждений социальной защиты вошёл 181 ребенок в возрасте 3–17 лет включительно. Группу контроля составили 147 детей и подростков от 7 до 17 лет включительно, обучающихся в общеобразовательной школе.
Ключевые слова психические нарушения; воспитанники социозащитных учреждений; травматический опыт
1. Koren` EV, Marchenko AM. Podkhody k psikhosotsial'noi terapii i psikhosotsial'noi reabilitatsii detei i podrostkov s pogranichnymi nervno-psikhicheskimi rasstroistvami. Social`naya i klinicheskaya psixiatriya. 2011;XXI(2):22–7. Russian. 2. Vsemirnaya organizaciya zdravooxraneniya. Issledovanie rasprostranennosti neblagopriyatny’x soby’tij detstva sredi molody’x lyudej v Rossijskoj Federacii. Doklad. 2014. 31 р. Russian. 3. Suhotina NK. [Mental health of children and its determining factors]. Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova. 2013;113(2):16–22. Russian. 4. Zelinskaya DI. Meditsinskie problemy sotsial'nogo sirotstva. Social’ naya pediatriya i organizaciya zdravooxraneniya. 2009;8(1):5–9. Russian. 5. Pligina EV. Mediko-sotsial’nye aspekty zdorov’ya detei-sirot. Fundamental’ ny’e issledovaniya. 2008;12:95–6. Russian. 6. Davy’dova NO, Kiyaeva EV, Cheremushnikova II, Fomina MV. Epidemiologiya narushenii sostoyaniya zdorov’ya detei-sirot i detei, ostavshikhsya bez popecheniya roditelei. E’kologiya cheloveka. 2014;8:31–7. Russian. 7. Avakyan TV, Volikova SV. Emocional’nye narusheniya u detej-sirot, prozhivayushchih v detskih domah raznogo tipa. In: Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem “Mezhdisciplinarnyj podhod v ponimanii i lechenii psihicheskih rasstrojstv: mif ili real’nost’?”: Materialy konferencii. Sankt-Peterburg; 2014. p. 215–7. Russian. 8. Alekseenkova EG. Lichnost’ v usloviyah psihicheskoj deprivacii. SPb.: Piter, 2009. 96 p. Russian. 9. Vostroknutov NV, Perezhogin LO. Formirovanie rasstroistv lichnosti u nesovershennoletnikh pravonarushitelei, besprizornykh i beznadzornykh. Voprosy psihicheskogo zdorov’ja detej i podrostkov. 2008;(1):25–41. Russian. 10. Prihozhan A, Tolstyh N. Mladshij shkol’nik. In: Ed. by I Dubrovinoj, A Ruzskoj. Psihicheskoe razvitie vospitannikov detskogo doma. Moscow: Pedagogika; 1990. p. 175–204. Russian. 11. Proselkova ME. Deprivacionnye rasstrojstva u detej iz uslovij sirotstva. In: IV Kongressa pediatrov Rossii “Ohrana zdorov’ya detej i podrostkov”: Materialy Kongressa. Moscow; 1998. p. 91–2. Russian. 12. Reshetnikov MM, Ulasen’ TV. Psikhologicheskii analiz agressivnykh tendentsii u podrostkov, vpervye postupivshikh v sotsiozashchitnoe uchrezhdenie. Klinicheskaya i special’naya psihologiya. 2018;7(2):111–23. Russian. DOI: 10.17759/cpse.2018070208 13. Nuczkova EV. Struktura psikhologicheskikh posledstvii seksual’nogo nasiliya i zloupotrebleniya v otnoshenii detei i podrostkov. Psixologiya i pravo. 2016;6(3):104–21. DOI: 10.17759/psylaw.2016060309 14. Mikulincer M, Shaver PR. Vzglyad na psikhopatologiyu s tochki zreniya teorii privyazannosti. Vsemirnaya psixiatriya. 2012;11(1):13–8. Russian. 15. Gormley B, Mc. Niel DE. Adult attachment orientations, depressive symptoms, anger and self-directed aggression by psychiatric patients. Cognitive Therapy and Research. 2010;34(3):272–81. 16. Solomon Z, Dekel R, Mikulincer M. Complex trauma of war captivity: a prospective study of attachment and post-trau-matic stress disorder. Psychological Medicine. 2008;38(10):1427–34. 17. Devyatova OE. Semejnaya deprivaciya i psihicheskie rasstrojstva u detej. Moscow: Bars; 2004. 114 p. Russian. 18. Egorova PL., Portnova AA. Faktory riska vozniknoveniya psikhicheskikh narushenii u sirot v podrostkovom vozraste. Vestnik Ivanovskoj medicinskoj akademii. 2015;2(2):57–61. Russian. 19. Boulbi Dzh. Privyazannost’. Moscow: Gardariki; 2003. 477 p. Russian. 20. Blizard RA. Disorganized attachment, development of dissociated self Astates, and a relational approach to treatment. Journal of Trauma and Dissociation. 2003;4(3):27–50. 21. Ainsworth MDS, Bowlby J. An ethological approach to personality development. American psychologist. 1991;46:331–41. DOI: 10.1037/0003-066X.46.4.333 22. Amstadter A, Vernon L. Emotional reactions during and after trauma: A comparison of trauma types. Journal of Aggression, Maltreatment and Trauma. 2008;16(4):391–408. 23. Cuevas C, Finkelhor D, Clifford C, et al. Psychological distress as a risk factor for re-victimization in children. Childs Abuse and Neglect. 2010;34(4):235–43. 24. Meyerson LA, Long LA, Miranda R, Marx BP. The influence of childhood sexual abuse, physical abuse, family environment, and gender on the psychological adjustment of adolescents. Child Abuse and Neglect. 2002;26:387–405. 25. Draijer N, Langeland W. Childhood Trauma and Perceived Parental Dysfunction in the Etiology of Dissociative Symptoms in Psychiatric Inpatients. American Journal of Psychiatry. 1999;156:379–85. 26. Gershuny BS, Thayer JF. Relations among psychological trauma, dissociative phenomena, and trauma-related distress: a review and integration. Clinical Psychology Review. 1999;19:631–57. 27. Kozlovskaya GV. Psixicheskaya deprivaciya i ee psixogennaya rol’ v narusheniya psixicheskogo razvitiya i formirovaniya lichnosti u detej v vozrastnom aspekte. In: Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii “Psixicheskaya deprivaciya detej v trudnoj zhiznennoj situacii: obrazovatel’ny’e texnologii profilaktiki, reabilitacii, soprovozhdeniya”: Materialy’ konferencii. Moscow; 2013. p. 7–13. Russian. 28. Tarabrina NV. Psihologija posttravmaticheskogo stressa. Moscow: Institut psihologii RAN; 2009. 304 p. Russian. 29. El’konin DB. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste. Voprosy psihologii. 1971;(4):6–20. Russian. 30. Kobzar’ AI. Prikladnaja matematicheskaja statistika. Dlja inzhenerov i nauchnyh rabotnikov. Moscow: Fizmatlit; 2006. 816 p. Russian. 31. Smirnova EO, Galaguzova LN, Ermolaeva TV. Osobennosti psihicheskogo razvitiya detej, vospityvayushchihsya vne sem’i. Siroty Rossii: problemy, nadezhdy, budushchee. Moscow; 1994. p. 57–8. Russian. 32. Voloskova NN. Varianty anomal’noi konstitutsional’no-tipologicheskoi izmenchivosti lichnosti, determinirovannoi organicheskoi nedostatochnost’yu mozga, u sovremennykh podrostkov (Psikhodiagnostika, psikhokorrektsionnye tekhnologii) [PhD thesis]. [Stavropol (Russia)]: Stavropol’skii gosudarstvennyi universitet [Stavropol State University]; 2001. 44 p. Russian. 33. Minaeva OA. Diagnostika i profilaktika pogranichnykh nervno-psikhicheskikh rasstroistv u podrostkov s konstitutsional’no-tipologicheskoi nedostatochnost’yu organicheskogo proiskhozhdeniya [PhD thesis]. [Stavropol (Russia)]: Stavropol’skaya gosudarstvennaya meditsinskaya akademiya [Stavropol State Medical Academy]; 2003. 22 p. Russian. 34. Rogozhina OA. Psikhologicheskaya korrektsiya konstitutsional’no-tipologicheskoi nedostatochnosti u podrostkov, vospityvayushchikhsya bez sem’i [PhD thesis]. [Stavropol (Russia)]: Stavropol’skii gosudarstvennyi universitet [Stavropol State University]; 2001. 23 p. Russian. 35. Volkova OM, Kozlovskaya GV, Proselkova MO. [Anxiety-phobic disorders in early childhood]. Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova. 2012;112(1):31–4. Russian. 36. Zeanah CH, Gleason MM. Annual research review: Attachment disorders in early childhood – clinical presentation, causes, correlates, and treatment. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015;15(3):207–22. 37. Genri Dzh, Voronina ID, Kovas Yu, Buavan M. Neblagopriyatnaya sreda v rannem vozraste i posleduyushchee razvitie: rol’ epigenetiki. Voprosy’ psixologii. 2016;(1):154–62. Russian. 38. Petrenko TS. Hyperkinetic disorder in childhood (clinic, pathogenesis model, complex therapy) [PhD thesis]. [St. Petersburg (Russia)]: Voenno-meditsinskaya akademiya im. SM Kirova [Military Medical Academy CM Kirov]; 2011. 30 p. Russian.
DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1560-957X-2020-1%25x
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM