Когнитивные нарушения у подростков с расстройствами интеллектуального развития при декодировании символов альтернативной коммуникации разной иконичности
Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:
Защиринская О.В., Белимова П.А. Когнитивные нарушения у подростков с расстройствами интеллектуального развития при декодировании символов альтернативной коммуникации разной иконичности // Российский психиатрический журнал. 2024. №2. С. 46-52.
В контролируемом эксперименте с целью выявления особенностей восприятия альтернативной коммуникации при расстройствах нейропсихического развития проведено исследование процесса декодирования предложений, составленных из пиктограмм альтернативной коммуникации, подростками с нарушениями интеллектуального развития. Эмпирические факты, полученные при сравнительном исследовании экспериментальной (n=92) и контрольной (n=92) групп подтверждают, что при нарушении интеллекта затруднена интерпретация пиктографических предложений. Обнаружены статистически достоверные различия в параметрах длительности фиксаций при восприятии предложений из пиктограмм между группами (p<0,001), что связано с затруднениями процесса активации лексической обработки. Анализ отдельных стимулов показал, что эффективность интерпретации зависит от системы альтернативной коммуникации и графической представленности пиктограмм. Пиктографическая система LoCoS© оказалась наиболее эффективной для передачи синтаксических конструкций, что может иметь значение при разработке методик коррекционного обучения.
Ключевые слова альтернативная и дополнительная коммуникация; пиктограммы; предложения; нарушения интеллектуального развития; невербальная коммуникация; лексическая обработка
1. Joseph L, Ross K, Xia Q, et al. Reading comprehension instruction for students with intellectual disabilities: A Systematic literature review. Intl J Disabil Dev Educ. 2023;70(3):314–39. DOI: https://doi.org/10.1080/1034912X.2021.1892033 2. Bakken RK, Næss KAB, Lemons CJ, Hjetland HN. A systematic review and meta-analysis of reading and writing interventions for students with disorders of intellectual development. Educ Sci. 2021;11(10):638. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11100638 3. Light J, Mcnaughton D. Designing AAC research and intervention to improve outcomes for individuals with complex communication needs. Augment Altern Commun. 2015;31(2):85–96. DOI: https://doi.org/10.3109/07434618.2015.1036458 4. Lim L, Arciuli J, Liow SR, Munro N. Predictors of spelling ability in children with Down syndrome. Sci Stud Read. 2014;18(3):173–91. DOI: https://doi.org/10.1080/10888438.2013.862247 5. Næss KAB, Ostad J, Nygaard E. Differences and similarities in predictors of expressive vocabulary development between children with Down syndrome and young typically developing children. Brain Sci. 2021;11(3):312. DOI: https://doi.org/10.3390/brainsci11030312 6. Cannella-Malone HI, Konrad M, Pennington RC. ACCESS! Teaching writing skills to students with intellectual disability. Teaching Exceptional Children. 2015;47(5):272–80. DOI: https://doi.org/10.1177/0040059915580032 7. Hill DR. Phonics Based Reading Interventions for Students with Intellectual Disability: A Systematic Literature Review. J Educ Train Stud. 2016;4(5):205–14. DOI: http://dx.doi.org/10.11114/jets.v4i5.1472 8. Lancioni GE, Singh NN, O'Reilly MF, et al. Low-cost technology-aided programs for supporting people with motor, visual, and intellectual disabilities in functional forms of occupation and communication: Proof-of-concept study. JMIR Rehabil Assist Technol. 2023;10:e44239. DOI: https://doi.org/10.2196/44239 9. Jadán-Guerrero J, Avilés-Castillo F, Buele J, Palacios-Navarro G. Gamification in inclusive education for children with disabilities: global trends and approaches – A bibliometric review. International conference on computational science and its applications. Cham: Springer Nature Switzerland; 2023. p. 461–77. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-031-37105-9_31 10. Straccia C, Veyre AT, Bernasconi F, Petitpierre G. Examining lifespan stage recognition abilities among adults with intellectual disability. J Intellect Dev Dis. 2020;45(2):110–8. DOI: https://doi.org/10.3109/13668250.2019.1580116 11. Dada S, Huguet A, Bornman J. The iconicity of picture communication symbols for children with English additional language and mild intellectual disability. Augment Altern Commun. 2013;29(4):360–73. DOI: https://doi.org/10.3109/07434618.2013.849753 12. Kudo M. The Inclusive Design of pictograms and easy to understand for people with intellectual disabilities: Focused on graphic elements. Visible Language. 2022;56(3). URL: https://journals.uc.edu/index.php/vl/article/view/5976 (accessed on: 20.01.2024). 13. Belimova PA. [Pictograms as a Method of Non-Verbal Communication for Adolescents with Impaired Intellectual Development]. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2024;(2):34–40. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2024.2.3 14. Zashchirinskaia OV, Belimova PA. [Interpretive impairment: How adolescents with mild mental retardation understand pictorial systems]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2022;(1):46–54. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.47877/1560-957Х-2022-10106 15. Belimova PA. [The ability to interpret social signs in individuals with intellectual disturbance]. Psihologiya i Psihotekhnika. 2023;(2):101–9. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.7256/2454-0722.2023.2.40902 16. de Knegt NC, Schuengel C, Lobbezoo F, Visscher CM. Comprehension of pictograms for pain quality and pain affect in adults with Down syndrome. J Intellect Dev Dis. 2016;41(3):222–32. DOI: https://doi.org/10.3109/13668250.2016.1176129 17. Fujisawa K, Inoue T, Yamana Y, Hayashi H. The effect of animation on learning action symbols by individuals with intellectual disabilities. Augment Altern Commun. 2011;27(1):53–60. DOI: https://doi.org/10.3109/07434618.2011.553245 18. Matayev BA, Makhmetova NK, Rakhimzhanova AB. Speech development of preschool children with ASD by means of alternative communications. Bulletin of KazNPU. Abaya. Series “Psychology”. 2023;1(74):10–20. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.51889/1728-7847.2023.1.74.001 19. Rayner K, Reingold EM. Evidence for direct cognitive control of fixation durations during reading. Curr Opin Behav Sci. 2015;1:107–12. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cobeha.2014.10.008
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM