Глазодвигательная активность при декодировании текстовых и графических сообщений подростками с нарушением интеллекта

Полный текст:   Только для подписчиков

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Защиринская О.В., Белимова П.А. Глазодвигательная активность при декодировании текстовых и графических сообщений подростками с нарушением интеллекта // Российский психиатрический журнал. 2025. №4. С. 70-78.

Аннотация

В оригинальном исследовании с целью анализа возможностей использования параметров глазодвигательной активности для оценки когнитивных затруднений при восприятии мультимодальных сообщений подростками с нарушением интеллекта было обследовано 148 подростков с установленным клиническим диагнозом «легкая умственная отсталость» (F70 согласно МКБ-10). Установлено, что у подростков с указанным диагнозом наблюдаются специфические паттерны глазодвигательной активности: увеличенное количество фиксаций (3,91±1,97 vs 2,72±1,28; p<0.001) и возвратов взгляда (1,60±0,76 vs 1,01±0,45; p<0.001), а также большая длительность обработки графических стимулов (2450 мс vs 1850 мс для текста; p<0.001). Подтверждена диагностическая ценность параметров глазодвигательной активности как маркеров когнитивных нарушений.

Ключевые слова нарушение интеллекта; пиктограммы; чтение текста, айтрекинг; глазодвигательная активность; альтернативная и дополнительная коммуникация; когнитивные нарушения

Литература

1. Kondakova NA, Natsun LN. Invalidnost detskogo naseleniya kak mediko-sotsialnaya problema. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kultury i sporta. 2019;4(15):285–96. (In Russ.) EDN: ELYOQK 2. Ministerstvo zdravookhraneniya Rossiyskoy Federatsii (Minzdrav). Statisticheskiy sbornik 2018 god. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god. (аccessed on: 04.06.2025). (In Russ.) 3. Litvinenko IV. Osobennosti formirovaniya kognitivnykh protsessov pri umstvennoy otstalosti. Vestn Leningr Gos Univ im A.S. Pushkina. 2011;3(4):40–9. (In Russ.) 4. Vinogradova DO, Kipyatkov NYu. [Features of bioelectrical brain activity in patients with oligophrenia syndrome]. FORCIPE. 2021;S1:585. (In Russ.) 5. Kaismanova MP, Kolyadina AA. [EEG correlates in mental retardation]. FORCIPE. 2020;S:851–2. (In Russ.) 6. Pitt KM, Brumberg JS, Pitt AR. Considering augmentative and alternative communication research for brain-computer interface practice. Assist Technol Outcomes Benefits. 2019;13:1–20. PMID: 34531937; PMCID: PMC8442856 7. Farakhutdinov ShF, Panova AV. [Eye-tracking in marketing and sociological research]. Sotsiologiya. 2019;5:189–98. (In Russ.) EDN: OTUPPT 8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Rosstat). Vyborochnoe federal'noe statisticheskoe nablyudenie po voprosam ispol'zovaniya naseleniem informatsionnykh tekhnologiy i informatsionno-telekommunikatsionnykh setey v 2022 godu. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/business/it/ikt22/index.html (accessed on: 12.04.2025). (In Russ.) 9. Dinevich KV, Dunaevskaya EB. [Visual perception of texts in different formats in children with mental retardation]. Kompleksnye issledovaniya detstva. 2019;1(2):114–21. (In Russ.) DOI: 10.33910/2687-0223-2019-1-2-114-121; EDN: AJAEXF 10. Khersonskiy BG. Metod piktogramm v psikhodiagnostike. St Petersburg: Rech; 2003. 132 p. (In Russ.) 11. Barton A, Sevcik RA, Romski M. Exploring visual-graphic symbol acquisition by preschool-age children with developmental and language delays. Augment Altern Commun. 2006;22(1):10–20. 12. von Tetzchner S. Introduction to the special issue on aided language processes, development, and use: an international perspective. Augment Altern Commun. 2018;34(1):1–15. 13. Musselwhite CR, Ruscello DM. Transparency of three communication symbol systems. J Speech Lang Hear Res. 1984;27(3):436–43. 14. Dada S, Huguet A, Bornman J. The iconicity of picture communication symbols for children with English additional language and mild intellectual disability. Augment Altern Commun. 2013;29(4):360–73. DOI: 10.3109/07434618.2013.849753 15. Rayner K, Reingold EM. Evidence for direct cognitive control of fixation durations during reading. Curr Opin Behav Sci. 2015;1:107–12. DOI: 10.1016/j.cobeha.2014.10.008 16. Reichle ED, Rayner K, Pollatsek A. The E-Z Reader model of eye-movement control in reading: comparisons to other models. Behav Brain Sci. 2003;26(4):445–76. DOI: 10.1017/s0140525x03000104; PMID: 15067951 17. Belimova PA, Miklyaeva AV. [Effect of visual images on digital communication]. SibScript. 2024;26(5):782–94. (In Russ.) DOI: 10.21603/sibscript-2024-26-5-782-794 18. Belimova PA. [Pictograms as a method of non-verbal communication]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2024;(2):34–40. (In Russ.) DOI: 10.24158/spp.2024.2.3 19. Zashchirinskaya OV, Belimova PA. [Cognitive impairments in adolescents with intellectual developmental disorders in decoding alternative communication symbols of different iconicity]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2024;(2):46–52. (In Russ.) 20. Zashchirinskaya OV, Belimova PA. [Interpretation difficulties in pictographic systems by adolescents with mild intellectual disability]. Rossiiskii psikhiatricheskii zhurnal [Russian Journal of Psychiatry]. 2022;(1):46–54. (In Russ.) DOI: 10.47877/1560-957X-2022-10106 21. Dalimova SA, Agranovskiy ML, Muminov RK. Sravnitel'nyy analiz urovnya kachestva zhizni i klinicheskoy kartiny u lits s legkoy stepen'yu umstvennoy otstalosti pri semeynom kharaktere oligofrenii. Ekon i Sotsium. 2020;6(73):580–7. (In Russ.) 22. Bubnovskaya OV, Chemerskoy GS, Bodur VD. [Sense of safety and perception of basic emotions: eye tracking experiment]. Teoret i Eksperim Psikhol. 2023;1(16):103–21. (In Russ.) DOI: 10.24412/TEP-23-7 23. Chen Y, Yang X, Howman H, Filik R. Individual differences in emoji comprehension: gender, age, and culture. PLoS One. 2024;19(2):e0297379. DOI: 10.1371/journal.pone.0297379 24. Eremenko YuA, Zalata OA. [Psychophysiological approaches to instructional design for immersive environments]. Vopr Obraz. 2020;4:207–31. (In Russ.) DOI: 10.17323/1814-9545-2020-4-207-231 25. Languev KA, Langueva EV. [Study of oculomotor responses in digital learning environments]. Universum: Psikhologiya i Obrazovanie. 2023;2(104). URL: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/14857. (accessed on: 12.04.2025). (In Russ.) 26. Lyashevskaya ON, Sharov SA. Chastotnyy slovar sovremennogo russkogo yazyka (na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka). Moscow: Azbukovnik; 2009. 1090 p. (In Russ.) 27. Nikishina VB, Prirodova OF, Petrash EA, Sevryukova IA. [Oculomotor reactions during image perception in younger students with mild intellectual disability]. Vestn RGMU. 2021;1:54–63. (In Russ.) DOI: 10.24075/vrgmu.2021.008 28. Knyazeva EN. [Visual images in cognitive science]. Probl Viz Semiotiki. 2020;1(23):58–75. (In Russ.) DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75 29. Kornev AN, Oganov SR, Gal'perina EI. Formirovanie psikhofiziologicheskikh mekhanizmov ponimaniya pismennykh tekstov: registratsiya dvizheniy vzora pri chtenii u detey s disleksiey 9–13 let i ikh zdorovykh sverstnikov. Fiziol Cheloveka. 2019;45(3):24–30. (In Russ.)

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM