Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями
Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:
Дашиева Б.А. Этнокультуральные особенности психического здоровья детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями // Российский психиатрический журнал. 2015. №4. С. 47-55.
Представлены результаты исследования психического здоровья 350 учащихся 12-18 лет школы социальной адаптации русской и бурятской национальности, имеющих соматоневрологическое или психическое инвалидизирующее заболевание. Выявлена высокая распространенность психических расстройств (74,6%) без значимых различий в группах. Различия выделены в эмоциональном статусе, стратегиях совладания. Обосновывается использование этнометодологии (этнофункционального подхода) для решения задач психосоциальной адаптации детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями. Приведены результаты, полученные при использовании опросника этнофункциональных рассогласований А.В. Сухарева. Этнокультуральная специфика психического статуса детей и подростков с инвалидизирующими заболеваниями проявляется в сочетании этнофункциональных, психологических и нейропсихологических особенностей функционирования личности.
1. Макушкин Е.В., Демчева Н.К., Творогова Н.А. Психическое здоровье детей и подростков в Российской Федерации в 2000-2012 годах // Обозр. психиатрии и мед. психол. 2013. № 4. С. 10-19. 2. Дмитриева Т.Б. Оценка психического здоровья населения как вклад в демографическую политику России // Урал. мед. журн. 2008. Т. 43, № 3. С. 4-7. 3. Менделевич Б.Д. Региональные особенности заболеваемости психическими расстройствами детей в Российской Федерации // Журн. неврол. и психиатр. им. С.С. Корсакова. 2010. № 7. С. 48-52. 4. Мирзаян Э.И. Инвалидность вследствие врожденных аномалий у детей в Российской Федерации и особенности медикосоциальной реабилитации : Автореф. дис. - канд. мед. наук. М., 2011. 21 с. 5. Пузин С.Н., Лаврова Д.И., Доскин В.А., Дымочка М.А. и др. Правовые, организационные и методические основы реабилитации детей-инвалидов : Руководство. М. : Медицина, 2007. 616 с. 6. Макушкин Е.В. Совершенствование и модернизация психиатрической помощи детскому населению страны // Рос.психиатр. журн. 2006. № 4. С. 4-7. 7. Буторина Н.Е., Куприянова И.Е., Лебедева И.Р., Благинина Н.А. Комплексная оценка состояния здоровья детей с различной степенью умственной отсталости: биопсихосоциальные подходы. Челябинск : Цицеро, 2011. 179 с. 8. Raina P., O’Donnell M., Schwellnus H., Rosenbaum P. et al. Caregiving process and caregiver burden: conceptual models to guide research and practice // BMC Pediatr. 2004. Vol. 4, Article 1. 13 p. URL: http://www.biomedcentral.com/1471-2431/4/1 9. Simpson W., Cowie L., Wilkinson L., Lock N. et al. The Effectiveness of a Community Intensive Therapy Team on Young People’s Mental Health Outcomes // Child Adolesc. Mental Health. 2010. Vol. 15, N 4. P. 217-223. 10. Simsek I.E., Erel S., Simsek T.T., Atasavun Uysal S. et al. Factors related to the impact of chronically disabled children on their families // Pediatr. Neurol. 2014. Vol. 50, N 3. Р. 255-261. 11. Бубнова Е.В. Социальные проблемы семей, имеющих подростковинвалидов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2008. № 6. С. 12-15. 12. Зелинская Д.И. Детская инвалидность как проблема здравоохранения // Здравоохр. РФ. 2008. № 2. С. 23-26. 13. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : Метод. пособие. М. : Просвещение, 2008. 239 с. 14. Иванова В.С. Исследование эффективности профилактической работы с семьей ребенка-инвалида с ДЦП с учетом типа взаимосвязи особенностей семейной коммуникации и отношения родителей к заболеванию ребенка с ДЦП // Вестн. ТГПУ. 2013. № 6 (134). С. 111-115. 15. McConkey R., Kelly F., Mannan H., Craig S. Moving From Family Care to Residential and Supported Accommodation: National, Longitudinal Study of People with Intellectual Disabilities // Am. J. Intellect. Dev. Disabil. 2011. Vol. 116, N 4. P. 305-314. 16. Цыденова Л.В. Проект построения системы управления школой социальной адаптации детей-инвалидов // Образование и наука в Республике Бурятия. 2002. № 1. С. 40-46. 17. Целевич Т.И. Социально-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми формами церебрального паралича на этапе его подготовки к школьному обучению : Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2008. 42 с. 18. Агавелян Р.О. Психосоциальные факторы инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте формирования психологической готовности педагога // Сибир. мед. журн. 2011. Т. 26, прил. 1. 32 с. 19. Цыренов В.Ц. Проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социальной стратификации общества // Вектор науки ТГУ. 2010. № 3 (3). С. 114-117. 20. Vaillant G.E. Positive mental health: are cross-cultural definition? //World Psychiatry. 2012. Vol. 11. P. 93-99. 21. Дмитриева Т.Б., Положий Б.С. Этнокультуральная психиатрия. М. : Медицина, 2003. 448 с. 22. Положий Б.С., Чуркин А.А. Этнокультуральные особенности распространенности, формирования, клиники и профилактики основных форм психических расстройств. М., 2001. 25 с. 23. Семке В.Я., Чухрова М.Г., Бохан Н.А., Куприянова И.Е. и др. Психическое здоровье коренного населения восточного региона России. Томск; Новосибирск : Альфа Виста, 2009. 360 с. 24. Чуркин А.А., Положий Б.С., Ревенко В.И., Ракицкий Г.Ф. Этнокультуральные особенности распространенности и клиники психических расстройств // Вестн. неврол., психиатр.и нейрохир. 2009. № 2. С. 39-46. 25. Семенова Н.Б. Распространенность нервно-психических расстройств у детей коренного населения Севера и Сибири: роль социальных факторов // Сибир. мед.журн. 2011. Т. 26, прил. 1. С. 224. 26. Рахмазова Л.Д., Семке А.В., Очирова И.Б. Распространенность шизофрении в Бурятии // Сибир. вестн. психиатрии и наркологии. 2012. № 3. С. 18-20. 27. Положий Б.С., Куулар Л.Ы., Дуктеноол С.М. Особенности суицидальной ситуации в регионах со сверхвысокой частотой самоубийств (на примере Республики Тыва) // Суицидология. 2014. № 1. С. 11-18. 28. Petrou S., McCann D., Law C.M., Watkin P.M. et al. Health status and health-related quality of life preference-based outcomes of children who are aged 7 to 9 years and have bilateral permanent childhood hearing impairment // Pediatrics. 2007. Vol. 120, N 5. Р. 1044-1052. 29. Hollenweger J., Moretti M. Using the International Classification of Functioning, Disability and Health Children and Youth version in education systems: a new approach to eligibility // Am. J. Phys. Med. Rehabil. 2012. Vol. 91, N 13. Suppl. 1. Р. 97-102. 30. Last A., Miles R., Wills L., Brownhill L. et al. Innovations in Practice: Reliability and sensitivity to change of the Family Life Questionnaire (FaLQ) in a clinical population // Child Adolesc. Mental Health. 2012. Vol. 17, N 2. P. 121-125. 31. Maring J., Croarkin E., Morgan S., Plack M. Perceived effectiveness and barriers to physical therapy services for families and children with Friedreich ataxia // Pediatr. Phys. Ther.2013. Vol. 25, N 3. Р. 305-313. 32. Pellegrino L.A., OrtolanE.V., MagalhaesC.S., Viana A.A. et al. Brazilian Portuguese translation and cross-cultural adaptation of the "Caregiver Priorities and Child Health Index of Life with Disabilities" (CPCHILD) questionnaire // BMC Pediatr. 2014. Vol. 14. Р. 30. 33. Fulda K.G., Lykens K.K., Bae S., Singh K.P. Unmet Mental Health Care Needs for Children with Special Health Care Needs Stratified by Socioeconomic Status // Child Adolesc. Mental Health. 2009. Vol. 14, N 4. P. 190-199. 34. O’Neil M.E., CostiganT.E., Gracely E.J., Wells N. Parents’ perspectives on access to rehabilitation services for their children with special healthcare needs // Pediatr. Phys. Ther. 2009. Vol. 21, N 3. Р. 254-260. 35. Loo Ph.-W., Wong Sh., Furnham A. Mental health literacy: A crosscultural study from Britain, Hong Kong and Malaysia // Asia Pac. Psychiatry. 2012. Vol. 4. Р. 113-125. 36. McGeorge P. Lessons learned in developing community mental health care in Australasia and the South Pacific // World Psychiatry. 2012. Vol. 11. Р. 129-132. 37. Ito M., Setoya Y., Suzuki Y. Lessons learned in developing community mental health care in East and South East Asia // World Psychiatry. 2012. Vol. 11. Р. 186-190. 38. Norbury C.F., Sparks A. Difference or disorder? Cultural issues in understanding neurodevelopmental disorders // Dev. Psychol. 2013. Vol. 49, N 1. Р. 45-58. 39. Singh G.K., Lin S.C. Marked ethnic, nativity, and socioeconomic disparities in disability and health insurance among US children and adults: the 2008-2010 American community survey // Biomed. Res. Int. 2013. Article ID 627412. 17 p. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2013/627412 40. Корень Е.В. Теоретико-методологическое обоснование интегральных подходов к психосоциальной реабилитации в детской психиатрии//Вопр. психич. здоровья детей и подростков. 2011. Т. 11,№ 2. С. 60-69. 41. Куприянова И.Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Способ выявления суицидального риска для последующей коррекции у подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития, учащихся коррекционных школ : пат. РФ № 2539400 от 03.12.2014 г. 42. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М. : ПЕР СЭ, 2002. 192 с. 43. Ремшмидт Х. Детская и подростковая психиатрия: введение в практику. М : ЭКСМО-Пресс, 2001. 44. Галданова Г.Р. Доламаисткие верования бурят. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1987. 154 с. 45. Дашиева Б.А. Этнокультуральные особенности суицидального поведения у подростков с ограниченными возможностями здоровья бурятской и русской национальности // Сибир. вестн. психиатрии и наркологии. 2013. № 6(81). С. 64-67. 46. Сухарев А.В. Этнофункциональный психологический подход к психической адаптации человека : Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 47 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.24411/1560-957X-2015-1%25x
Метрики статей
Metrics powered by PLOS ALM