Представленность тревожно-фобических проявлений в клинике расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях хронического психосоциального стресса

Полный текст:   Только для подписчиков

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Синявская И.А., Титиевский С.В. Представленность тревожно-фобических проявлений в клинике расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях хронического психосоциального стресса // Российский психиатрический журнал. 2025. №3. С. 57-64.

Аннотация

В оригинальном исследовании с целью определения вариантов тревожно-фобической патологии у детей с расстройствами аутистического спектра, проживающих в условиях хронического психосоциального стресса (территория боевых действий в Донбассе), были обследованы 100 детей дошкольного возраста с аутизмом. Выборка была распределена на две группы в зависимости от уровня психологического возраста развития (дети до 3 лет и старше 3 лет). Оценка общего балла тревожности у обследованных показала, что при психологическом возрасте до 3 лет тревожность была достоверно (p<0,001) ниже, чем у детей с психологическим возрастом старше 3 лет. У детей старше 3 лет отмечен более высокий уровень страхов, указывающий на перенапряжение психики. В целом дети с аутизмом при психологическом возрасте развития до 3 лет имели статистически значимо более низкую интенсивность страхов, за исключением определенных фобий, отчетливее выраженных в данной возрастной группе. У детей с расстройствами аутистического спектра также выявлено больше специфических фобий, особенно не связанных с реальной опасностью, что может быть объяснено нарушением обучения воспринимать опасность, особенно у детей до 3 лет.

Ключевые слова детский аутизм; тревожно-фобические расстройства; детская психиатрия

Литература

1. Rasstrojstva autisticheskogo spektra: klinicheskie rekomendacii. Moscow; 2024. 104 р. (In Russ.) 2. Terletskaya RN, Kuzenkova LM, Vinyarskaya IV, Lashkova AN. [Current aspects of autism prevalence among children of different age groups]. Rossiiskii pediatricheskii zhurnal. 2020;23(1):21–7. (In Russ.) DOI: 10.18821/1560-9561-2020-23-1-21-27 3. Burchi E, Hollander E. Anxiety in autism spectrum disorder. ADAA. 2018. URL: https://adaa.org/learn-from-us/from-the-experts/blog-posts/professional/anxiety-autism-spectrum-disorder (accessed on: 29.09.2024). 4. Schopler E, Reichler R, De Vellis R, Daly K. Toward objective classification of childhood autism: Childhood Autism Rating Scale (CARS) // J Autism Dev Disord. 1980;1(10):91–103. DOI: 10.1007/BF02408436 5. Shopler Е, Reichler RJ, Renner BR. Childhood Autism Rating Scale (CARS). Los Angeles, California; 1988. 16 p. 6. Schopler E. Profil psychoedukacyjny PEP-R. URL: https://w.bibliotece.pl/1709168/Profil+psychoedukacyjny+PEP-R (accessed on: 29.09.2024). 7. Spence SH, Rapee R, McDonald C, Ingram M. The structure of anxiety symptoms among preschoolers. Behav Res Ther. 2001;39(11):1293–316. DOI: 10.1016/s0005-7967(00)00098-x 8. Zakharov AI. Dnevnye i nochnye strakhi u detei. Saint-Petersburg: Sojuz; 2000. 448 p. (In Russ.) 9. McMurty CM, Noel M, Chambers CT, McGrath PJ. Children's fear during procedural pain: preliminary investigation of the Children's Fear Scale. Health Psychol. 2011;30(6):780–8. DOI: 10.1037/a0024817 10. Merenkova VS, Komlik LYu. Kratkii kurs lektsii po psikhologii razvitiya i vozrastnoi psikhologii: ucheb.-metod. posobie. Elets; 2018. 90 р. URL: https://elsu.ru/uploads/files/2019-02/1549955969_merenkova-komlik-metodicheskoe-posobiepovp-1.pdf (accessed on: 29.09.2024). (In Russ.) 11. Povarenkov YuP. [Definition and types of age of a professional]. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2022;(1):150–61. (In Russ.) DOI: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-150-161 12. Zakharov AI. Proiskhozhdenie detskikh nevrozov i psikhoterapiya. Moscow: JeKSMO-Press; 2000. 267 p. (In Russ.) 13. Russell JD, Marsee MA, Weems CF. Developmental variation in amygdala volumes: modeling differences across time, age, and puberty. Biol Psychiatry Cogn Neurosci Neuroimaging. 2021;6(1):117–25. DOI: 10.1016/j.bpsc.2020.08.006 14. Russell JD, Heyn SA, Herringa RJ. Through a Developmental Lens: Emerging Insights to Understand and Treat Pediatric PTSD. Am J Psychiatry. 2023;180(9):636–44. DOI: 10.1176/appi.ajp.20230523 15. Tikhomirov OK. Psikhologiya myshleniya: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta; 1984. 272 p. (In Russ.) 16. Ramachandran VS, Oberman LM. Razbitye zerkala: teorija autizma. Autizm i narusheniya razvitiya. 2008;6(3):1–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2008_n3/ramachandran_oberman (accessed on: 29.09.2024). (In Russ.)

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM