Нарушение интерпретации пиктографических систем подростками с легкой умственной отсталостью

Полный текст:   Только для подписчиков

Рекомендуемое оформление библиографической ссылки:

Защиринская О.В., Белимова П.А. Нарушение интерпретации пиктографических систем подростками с легкой умственной отсталостью // Российский психиатрический журнал. 2022. №1. С. 46-54.

Аннотация

Контролируемое одномоментное исследование проводилось с целью изучения специфики паттернов зрительного восприятия и интерпретации пиктограмм разной степени иконичности. Выборка составила 120 учащихся 7–9 классов школ с разным уровнем интеллекта. В контрольную группу были включены 60 детей с норматипичным развитием. Экспериментальная группа состояла из 60 детей с нарушением интеллекта (клинический диагноз по МКБ-10 – F70 «легкая умственная отсталость). Обследуемые выполняли визуальные субтесты на анализ правильного декодирования символов из четырех пиктографических систем: Blissymbolics, LoCoS©, Pictogram, знаки публичных мест. Применялся аппаратный метод регистрации движений глаз. Выявлено, что когнитивная сложность системы Blissymbolics влияет на увеличение количества зрительных фиксаций у обследуемых с нарушением интеллекта. В экспериментальной группе успешность распознавания пиктограмм системы LoCoS© выше по сравнению с системой Blissymbolics. На восприятие знаков публичных мест повлиял опыт изучения пиктограмм в процессе реабилитации.

Ключевые слова подростки; легкая умственная отсталость; альтернативная коммуникация; пиктограммы; иконичность; айтрекинг; реабилитация

Литература

1. Zashchirinskaia OV. Nonverbal patterns of preschooler’s perception of visual images with the help of eye-tracker method usage. Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2021;40(1):442–53. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-018-9960-1 2. Vygotskii LS. Voprosy detskoi psikhologii. Moscow: Izdatel'stvo Yurait; 2019. 160 p. (In Russ.) 3. Osobennosti umstvennogo razvitiya uchashchikhsya vspomogatel'noi shkoly. ZhI Shif, editor. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 343 p. (In Russ.) 4. Petrova VG, Belyakova IV. Psikhologiya umstvenno otstalykh shkol'nikov: Uchebnoe posobie. Moscow: Akademiya; 2002. 160 p. (In Russ.) 5. Zashchirinskaya OV. Narushenie obshcheniya u detei i podrostkov s legkoi umstvennoi otstalost'yu: fenomenologiya, model', sotsializatsiya [dissertation]. [Saint-Petersburg (Russia)]: Rossijskij centr jekstrennoj i radiacionnoj mediciny imeni Nikiforova MChS Rossii [Nikiforov Russian Centre of Emergency and Radiation Medicine, EMERCOM of Russia]; 2013. 467 р. (In Russ.) 6. Khersonskii BG. Metod piktogramm v psikhodiagnostike. Izd. 3-e, pererabotannoe i dopolnennoe. Saint-Petersburg: Rech'; 2003. 120 p. (In Russ.) 7. Osorina MV. Eksperimental'noe issledovanie obraznykh struktur na raznykh urovnyakh myslitel'noi deyatel'nosti [dissertation]. [Saint-Petersburg (Russia)]. 1976. 185 р. (In Russ.) 8. Musselwhite CR, Russello DM. Transparency of three communication symbol systems. Journal of Speech and Hearing Research, 1984;27:436–43. DOI: https://doi.org/10.1044/jshr.2703.436 9. Shakila Dada, Alice Huguet & Juan Bornman. The Iconicity of Picture Communication Symbols for Children with English Additional Language and Mild Intellectual Disability. Augmentative and Alternative Communication, 2013;29(4):360–73. DOI: https://doi.org/10.3109/07434618.2013.849753 10. McNaughton S. (1993). Graphic representational systems and literacy learning. Topics in Language Disorders. 1993;13:58–75. DOI: https://doi.org/10.1097/00011363-199302000-00007 11. Schlosser RW, Sigafoos J. Selecting graphic symbols for an initial request lexicon: Integrative view. Augmentative and Alternative Communication. 2002;18: 102–123. DOI: https://doi.org/10.1080/07434610212331281201 12. Haupt L, Alant E. The iconicity of Picture Communication Symbols for rural Zulu children. The South African Journal of Communication Disorders, 2002;49:40–9. DOI: https://doi.org/10.4102/sajcd.v49i1.216 13. Emms L, Gardner H. Study of two graphic symbol teaching methods for individuals with physical disabilities and additional learning difficulties. Child Language Teaching and Therapy. 2010;26:4–22. DOI: https://doi.org/10.1177/0265659009339820 14. Frumkina RM, Braudo TE. O znakovykh sistemakh, zameshchayushchikh estestvennyi yazyk. Kak obshchat'sya s “problemnymi” det'mi? Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya, ser 2. Moscow. 2000;4:1–10. (In Russ.) 15. International website for Pictogram. URL: https://www.pictogram.se/online/download (accessed on: 04.01.2022) 16. Lyashevskaya ON, Sharov SA. Chastotnyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka na materialakh Natsional'nogo korpusa russkogo yazyka. Moscow: Azbukovnik; 2009. 1087 p. (In Russ.)



DOI: http://dx.doi.org/10.47877/1560-957Х-2022-10106

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM